К легким сплавам относятся сплавы из алюминия, магния. Эти сплавы обладают малой плотностью, высокой теплопроводностью и удовлетворительной прочностью. Они пластичны и хорошо обрабатываются режущим инструментом. Многие их них можно сваривать аргонно-водородной или аргонной электродуговой сваркой с неплавящимися вольфрамовыми электродами.

            Пониженную прочность и жесткость легких сплавов компенсируют увеличением сечений, моментов инерции и сопротивления деталей и рациональным количеством ребер жесткости. Мягкость и невысокая прочность легких сплавов исключает применение ввертываемых крепежных болтов (рисунок 1, а), так как резьба в деталях из легких сплавов при повторных ввертываниях сминается и разрабатывается. Если применение таких болтов необходимо по конструктивным условиям, то отверстия под резьбу армируют стальными втулками (рисунок 1, б). Предпочтительнее крепление на стяжных болтах (рисунок 1, в) или на шпильках (рисунок 1, г). Резьбовые отверстия под шпильки следует делать длиной не менее (2-2,5)d. Под головки болтов и гайки необходимо устанавливать стальные подкладные шайбы большего диаметра во избежание смятия опорных поверхностей.

            Подшипники качения в деталях из легких сплавов следует устанавливать на промежуточных стальных гильзах (рисунок 1, д, е).

            В соединениях требующих частых разборок и сборок отверстия под контрольные штифты целесообразно армировать стальными втулками (рисунок 1, ж, з). Глубина запрессовки штифтов в детали из легких сплавов не менее (2-2,5)d.

            При использовании пружин в конструкциях из легких сплавов недопустимо опирать пружину непосредственно на поверхность легкого сплава (рисунок 1, и), особенно при циклических нагрузках. В таких случаях, для предотвращения истирания опорных поверхностей, между пружиной и поверхностью легкого сплава устанавливают опорные шайбы из твердого металла (рисунок 1, к, л).

Рисунок 1. Конструкции из легких сплавов

            Крутящий момент в шпоночных и шлицевых соединениях рекомендуется передавать, армируя посадочные поверхности стальными втулками, с максимальной радиальной разноской элементов, передающих крутящий момент. В случаях, когда деталь должна иметь определенные качества (высокая износостойкость, твердость, жесткость), которые не может обеспечить деталь из легких сплавов, то ее делают составной. Например, к корпусу детали, выполненному из легкого сплава, крепят рабочие части, изготовленные из материала с необходимыми свойствами.

            Следует учитывать различие коэффициентов линейного расширения, при проектировании сопряжений деталей из легких сплавов с деталями из других материалов. Так в неподвижных сопряжениях, где деталь из легкого сплава ограничена, например стальными, могут возникнуть повышенные термические напряжения. В подвижных соединениях (например, цилиндр двигателя внутреннего сгорания с алюминиевым поршнем) может произойти защемления поршня при повышенных температурах.