При создании машин рекомендуется придерживаться следующих правил:
- подчинять конструирование задаче увеличения экономического эффекта, определяемого в первую очередь полезной отдачей машины, ее долговечностью и стоимостью эксплуатационных расходов за весь период использования машины;
- добиваться максимального повышения полезной отдачи путем увеличения производительности машин и объема выполняемых ими операций;
- добиваться снижения расходов на эксплуатацию машин уменьшением энергопотребления, стоимости обслуживания и ремонта;
- максимально увеличивать степень автоматизации машин с целью увеличения производительности, повышения качества продукции и сокращения расходов на труд;
- увеличивать долговечность машин как средство повышения фактической численности машинного парка и увеличения их суммарной полезной отдачи;
- предупреждать техническое устаревание машин, обеспечивая их длительную применяемость, закладывая в них высокие исходные параметры и предусматривая резервы развития и последовательного совершенствования;
- предусматривать возможность создания производных машин с максимальным использованием конструктивных элементов базовой машины;
- стремиться к сокращению числа типоразмеров машин, добиваясь удовлетворения потребностей народного хозяйства минимальным числом модулей путем рационального выбора из параметров и повышения эксплуатационной гибкости;
- конструировать машины с расчетом на безремонтную эксплуатацию с полным устранением капитальных ремонтов и с заменой восстановительных ремонтов комплектацией машин сменными узлами;
- избегать выполнения трущихся поверхностей непосредственно на корпусах деталей. Для облегчения ремонта поверхности трения выполнять на отдельных, легко заменяемых деталях;
- выдерживать принципы агрегатности. Конструировать узлы в виде независимых агрегатов, устанавливаемых на машину в собранном виде;
- исключать подбор и пригонку деталей при сборке. Обеспечивать полную взаимозаменяемость деталей;
- исключать операции выверки, регулировки деталей и узлов по месту. Предусматривать в конструкции фиксирующие элементы, обеспечивающие правильную установку деталей и узлов при сборке;
- обеспечивать высокую прочность деталей и машин в целом способами, не требующими увеличения массы (придание деталям рациональных форм с наилучшим использованием материала, применение материалов повышенной прочности, введение упрочняющей обработки);
- уделять особое внимание повышению циклической прочности деталей. Придавать деталям рациональные по усталостной прочности формы. Уменьшать концентрацию напряжений. Вводить усталостно-упрочняющую обработку.
- придавать конструкциям высокую жесткость целесообразными, не требующими увеличения массы способами (применение пустотелых и оболочковых конструкций, блокирование деформаций поперечными и диагональными связями, рациональное расположение опор и узлов жесткости);
- делать машины неприхотливыми к уходу. Сокращать объем операций обслуживания, устранять периодические регулировки, выполнять механизмы в виде самообслуживающихся агрегатов;
- предупреждать возможность перенапряжения машины в эксплуатации. Вводить автоматические регуляторы, предохранительные и предельные устройства, исключающие возможность эксплуатации машины на опасных режимах;
- устранять возможность поломок и аварий в результате неумелого или небрежного обращения с машиной. Вводить блокировки, предупреждающие возможность неправильного манипулирования органами управления, максимально автоматизировать управление машиной;
- исключать возможность неправильной сборки деталей и узлов, нуждающихся в точной координации один относительно другого. Вводить блокировки, допускающие сборку только в нужном положении;
- устранять периодическую смазку. Обеспечивать непрерывную автоматическую подачу смазочного материала к трущимся соединениям;
- избегать открытых механизмов и передач. Заключать механизмы в закрытые корпуса, предотвращающие проникновение грязи, пыли, влаги на трущиеся поверхности и позволяющие организовать непрерывную смазку;
- обеспечивать надежную страховку резьбовых соединений от самоотвинчивания. Внутренние соединения фиксировать методами позитивного стопорения (шплинты, отгибные шайбы);
- предупреждать коррозию деталей, в особенности у машин, работающих на открытом воздухе или соприкасающихся с химически активными средами, применением стойких лакокрасочных и гальванических покрытий, и изготовлением деталей из коррозионностойких материалов;
- уменьшать стоимость изготовления машин путем придания конструкциям технологичности, унификации, нормализации, уменьшения металлоемкости, сокращения числа типоразмеров машин;
- уменьшать массу машин путем увеличения компактности конструкций, применения рациональных кинетических и силовых схем, устранения невыгодных видов нагружения, замена изгиба растяжением-сжатием, а так же путем применения легких сплавов и неметаллических материалов;
- всемерно упрощать конструкцию машин, избегать сложных многодетальных конструкций;
- заменять во всех случаях, где это возможно, механизмы с прямолинейным возвратно-поступательным движением более выгодными механизмами с вращательными движениями;
- обеспечивать максимальную технологичность деталей, узлов и машины в целом, закладывая в конструкцию предпосылки наиболее производительного изготовления и сборки;
- сокращать объем механической обработки, предусматривая изготовление деталей из заготовок с формой, близкой к окончательной форме изделия. Заменять механическую обработку более производительными способами обработки без снятия стружки;
- осуществлять максимальную унификацию элементов конструкции с целью удешевления машины, сокращения сроков ее изготовления, доводки, а также с целью облегчения эксплуатации и ремонта;
- экономить дорогостоящие и дефицитные материалы, применяя их полноценные заменители. При неизбежности применения дефицитных материалов сводить их расход к минимуму;
- стремясь, как общее правило, к дешевизне изготовления, не ограничивать затраты на изготовление деталей, ключевых для долговечности и надежности машины, выполняя такие детали из качественных материалов. Применять для их изготовления технологические процессы, обеспечивающие наибольшее повышение надежности и срока службы;
- придавать машине простые и гладкие внешние формы, облегчающие уход за машиной и ее содержание;
- сосредотачивать органы управления и контроля по возможности в одном месте, удобном для обзора и манипулирования;
- делать доступными и удобными для осмотра узлы и механизмы, нуждающиеся в периодической проверке;
- обеспечивать безопасность обслуживающего персонала. Предупреждать возможность несчастных случаев путем максимальной автоматизации рабочих операций, введения блокировок, применения закрытых механизмов и установки защитных ограждений;
- тщательно изучать опыт эксплуатации машин и оперативно вводить в конструкцию исправления дефектов, выявляющихся в эксплуатации. Изучение эксплуатации является лучшим средством совершенствования и доводки машин и эффективным способом повышения квалификации конструктора.